Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира по шахматам и автор книги “Глубинное мышление: где заканчивается машинный интеллект и начинается человеческое творчество”, написал колонку об искусственном интеллекте для журнала Fortune. Публикуем самые интересные тезисы из его размышлений.
Я стал соперником суперкомпьютера IBM Deep Blue в шахматном матче. Это был поединок «человека против машины».
После поражения в матче-реванше 1997 года я не испытал восторга. Лишь со временем у меня вышло признать окончание эпохи. Человек более не мог соперничать с машиной в шахматах.
Компьютер Deep Blue доказал, что машины могут превосходить людей в решении сложных когнитивных задач. Deep Blue оценивал 200 миллионов позиций в секунду, тогда как я ограничивался двумя или тремя. И все же – соревнование проходило на равных.
Человеческий мозг – непревзойденная аналоговая машина. Она принимает решения на основе шаблонов из жизненного опыта.
В шахматах строгие правила и четкая цель — мат. Это — отличные условия для компьютеров старой модели. Компьютер может выполнять алгоритмы с невероятной скоростью и выдавал впечатляющие результаты. Но в жизни, бизнесе, образовании, инвестировании – нет четкой структуры.
Машинное обучение позволяет машинам овладеть все новыми сферами жизни и научиться выполнять работу лучше человека.
Например, Google Translate не заботится о правилах грамматики, которые в иностранном языке обязан выучить каждый. Вместо этого он использует употребляемые примеры. Так делают человеческие младенцы, изучая первый язык.
В 2017 году программа AlphaGо, разработанная DeepMind (принадлежит Google (ред.), обыграла лучшего в мире игрока Go. Игра Go слишком сложная для грубых методов. AlphaGo пришлось сыграть миллион игр против себя, чтобы узнать, какие стратегии работают. Но это лишь подтверждает правило: что не работает с несколькими тысячами примеров, показывает результат при миллиардах.
Старые инструменты делали людей сильнее и быстрее, помогая сворачивать горы и покорять космос, новые — сделают умнее, позволят понять себя и окружающий мир. Люди не понимают изобретенные машинами правила, но способны их использовать.
Наша задача — находить и разрабатывать новые направления для применения искусственного интеллекта. Машины не выполнят этого вместо человека.