Создатель блокчейн-платформы Виталик Бутерин выступил гостем на Disrupt San Francisco. Виталик — один из главных идеологов блокчейн, наравне с мифическим пока Сатоши Накамото, и основатель платформы Ethereum. Он рассказал, зачем нужна его платформа, чем плох ажиотаж вокруг Blockchain и когда эта технология охватит все сферы человеческой жизни. Представляем основные тезисы его выступления.
Что такое блокчейн?
Люди делятся на два типа: одни знают о биткоинах, другие — нет.
Первый тип знает, что это — одноранговая цифровая валюта. Для её использования нужна единая база данных, в которой будет храниться информация о количестве валюты в целом и у каждого конкретного пользователя.
В противном случае возможно так называемое двойное расходование. Например, у меня есть 100 цифровых денег. Я отправляю эти 100 одному человеку, и сразу же — другому. Эти две транзакции законны по раздельности и незаконны вместе, поскольку из 100 я пытаюсь сделать 200.
Подобные вопросы легко решаются при помощи централизованного, контролируемого сервера. Но если вы хотите использовать доверительные, децентрализированные системы, появляется множество технологических нюансов. Сатоши Накомото в свое время вывел на рынок первое решение, решившее все эти проблемы.
Сегодня существует большой разрыв между текущим положением дел и желаемым будущим. Из-за этого и хайп: институциональный и публичный. Владимир Путин знает, что такое блокчейн, Пэрис Хилтон рекламирует чье-то ICO в своем Twitter. Это перебор. Хайпом многие пользуются в нечестных целях.
О платформе Ethereum
Ethereum, в моем понимании, – это криптоэкономика: криптографические алгоритмы, цифровые подписи и экономические законы. Суть платформы в том, что каждому доступен блокчейн для любых целей.
Это как смартфон. У вас установлена операционная система Android или iOS, на их основе — приложения, написанные на разных языках программирования. Практически любой может написать свое приложение, выложить его на AppStore или Google Play и оно будет работать в смартфонах по всему миру.
Ethereum — именно та идея гибкости, которую я хотел привнести в мир блокчейна.
Сейчас команда Ethereum работает над технологиями, методами и вариантами защиты от недобросовестных проектов. Я считаю, что есть два крайних варианта: всё контролируется одним человеком и всё контролируется всеми. Уверен, что оба плохи.
Оптимальным вариантом было бы, например, формирование группы из 500 человек, ответственных за те или иные транзакции. Это — достаточный уровень децентрализации. Есть и другой вариант — просто более разумное и технологичное использование технологии блокчейн.
Где применим Blockchain?
Многие разработчики начали создавать приложения с использованием технологии блокчейн. Подавляющее большинство из них не работает, как следует. Большинство из них вообще не требуют привлечения технологии блокчейн, децентрализации и распределяемой памяти.
Основная категория приложений связана с криптовалютами, поскольку они являются лучшей демонстрацией того, чем на самом деле является блокчейн.
Основа блокчейна весьма ясна и понятна. Если можешь построить криптовалюту, то можно построить ещё много чего. Так около 25 лет назад появилась идея смарт контрактов.
Идея похожа на идею вендинговых аппаратов: есть определенное соглашение. Ты бросаешь монетку — и получаешь банку воды. Все остальные схемы не верны: бросил монетку — ничего не получил, не бросал монетку, а вода выпала. Кроме того, аппарат обладает достаточным уровнем защиты, чтобы не выдать, например, две бутылки воды.
Когда подобная схема применяется к цифровым активам, становится возможно очень многое. В цифровом мире, в мире криптоэкономики, у отдельных пользователей уровень защиты может быть выше, чем у институтов.
Смарт контракт — это, по сути, компьютерная программа, напрямую контролирующая цифровые активы. Вы отправляете в эту программу какой-то объем «эфира», и она следит, чтобы деньги ушли туда, куда должны, тогда, когда это должно произойти.
Смарт контракты хорошо встраиваются в схемы страхования, в финансовые контракты. Но и за пределами экономики есть возможности применения этих технологий и решений.
О технологических ограничениях
Биткойн обрабатывает менее трех транзакций в секунду, Ethereum делает пять, через приложение Uber проходит до 12 поездок в секунду, PayPal обрабатывает несколько сотен транзакций, Visa – несколько тысяч, биржевое ПО — десятки тысяч. Если посмотреть на Интернет вещей, там речь идет о сотнях тысяч.
Блокчейн можно использовать везде, не только на финансовом рынке. Но не стоит класть его в основу всего. Например, пользователи могут обмениваться сообщениями, периодически подключая технологии блокчейн — в случае, если возникает несогласие между двумя или более пользователями.
Например, я могу отправить кому-то деньги. Потом получатель заявляет, что денег ему никто не посылал. Или я говорю, что я послал, а на самом деле — нет. Тогда мы обращаемся к блокчейн, чтобы разрешить возникший между нами спор.
О смене лидеров рынка
Visa можно заменить в течение нескольких лет. Уверен, что в течение года мы увидим, как появятся прототипы, с пока слабым — но уже далеко не нулевым — уровнем защиты, которые пока что будут проверять концепцию (proof of concept). А уже через несколько лет появятся решения, непосредственно грозящие гигантам рынка.
Блокчейн хорош тем, что он является Uber для вашего ноутбука — миллионы других компьютеров проводят расчеты параллельно, делясь результатами с вами. Ещё одним его неоспоримым достоинством является приватность, особенно это важно в мире коммерческой конкуренции, торговых войн и информации о финансовых рынках.